Как Китай строит новую мировую империю

В 18 и 19 столетии солнце, в переносном смысле, никогда не заходило над Британской империей. Кроме сильнейшего военно-морского флота, эта держава развернула целую сеть портов, железных и обычных дорог, которые стали костями и венами огромной империи. Великие народы всегда поступали именно так — со времен Рима. 20 век начинался уже под флагами других государств: Россия и США соединяли свои страны скрепами Транс-Сибирской и Трансконтитентальной железных дорог. 

И вот пришел черед Китая. Великий дракон, делавший вид, что он крепко спит в своих отдаленных землях, поднял голову. И все, кто дает себе смотреть, видит, что пасть его полна зубов, а глаза горят гневом. На первый взгляд это, конечно же, не так очевидно. Но стоит только собрать воедино данные, которые находятся в открытом доступе, как сразу становится понятно: Китай строит новую мировую империю, которая будет основана не только и не столько на военной мощи, сколько на экономически выгодном для всех стран сотрудничестве.
Активное развитие дорожной инфраструктуры, строительство военизированных искусственных островов в Южно-Китайском море и новая стратегия демонстрации военной мощи на открытых морях — тому прямое доказательство. А вот и еще несколько фактов, подтверждающих, что совсем скоро Китай станет главной страной планеты.

  • Финансы и дороги

    Амбициозная деятельность китайских компаний охватывает, без преувеличений, весь мир. Страна становится самой быстрорастущей финансовой корпорацией, разворачиваясь, постепенно, в глобальную коммерческую империю — крупнейшую и сильнейшую в мире. Уже сейчас эта страна принимает участие в строительстве дорог, газопроводов, портов и аэропортов, которые находятся в сотнях важнейших городов планеты. Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Джакарта — даже в Арктике и Антарктиде есть стройки, финансируемые китайским правительством. На первый взгляд, все это выглядит разбросанными без особого плана семенами, но, рано или поздно, все они дадут всходы. И внезапно окажется, что Китаю уже не нужно тратить ресурсы на укрепление империи дорогами и нефтяными скважинами — ведь они уже есть во всех необходимых к тому местах.

  • Ледяной дракон

    Расстояние от Китая до Арктики исчисляется тысячами километров. Красный дракон покрывает этот путь несколькими взмахами крыла: китайская нефтяная компания Cnooc (государственное предприятие) имеет мажоритарную долю в исландской Dreki oil, что позволяет буквально руководить разработками нефти чужими руками. Остров Шпицберген оборудован исследовательской станцией Yellow River Station. В Антарктиде Китай имеет целых четыре научно-исследовательских станции и планирует построить пятую. Инфраструктура, развернувшаяся в пределах полярного круга, прекрасным образом укладывается в общую схему интересов страны по всему миру. Если уж без внимания не остаются даже такие далекие уголки планеты, то что говорить о цивилизованных странах?

  • Казахстанская нефть

    В сентябре 2013 года, китайский лидер Си Цзиньпин посетил столицу Казахстана, Астану. Приехал он туда для того, чтобы завершить последний этап важнейшей сделки: покупку акций на пять миллиардов долларов в Кашагане, одном из самых крупных нефтяных месторождений в мире. И здесь же было заявлено о намерениях Китая опоясать дорогами практически весь цивилизованный мир. Идея, прямо скажем, довольно амбициозная. Но вполне осуществимая.

  • Великий Шелковый путь 2.0

    Совсем скоро, Пекин начнет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали. Она начнется в Куньмин, столице провинции Юньнань, и соединит страну с Лаосом, Камбоджей, Малайзией, Мьянмой, Сингапуром, Таиландом и Вьетнамом. Из центрального же Китая, одновременно, начнет свой путь сеть железных дорог и энергетических трубопроводов, которые пойдут на запад, до самой Бельгии. Также, Пекин инициировал строительство маршрута длинной почти в 18 тысяч километров — между городом Иу и Мадридом. Наконец, еще один монструозный проект предусматривает железнодорожное полотно от вышеупомянутого Кашгара, через Пакистан к Аравийскому морю. Китай претендует и на морские торговые пути, которые соединят Южно-Китайское море и Индийский океан. Усиление флота, о котором было объявлено 26 мая этого года, формально, производится для защиты этих самых путей. Но кто мешает китайским кораблям немного побродить по округе? Такой силы просто не существует.

  • Объединяй и властвуй

    Самое интересное, что Китаю и не придется полностью строить все эти десятки тысяч километров железных дорог. Большая часть инфраструктуры уже существует — либо построенная раньше, либо принадлежащая местным властям. Получить контрольный пакет акций в таких компаниях и объединить все эти дороги в одну неразрывную цепь — и есть вполне очевидный план Пекина.

  • Сложности

    Этот сценарий мог бы стать идеальным — для Китая. Но все вряд ли пойдет по такой накатанной дорожке, ведь в каждом отдельном месте растущая империя сталкивается с новыми проблемами. К примеру, проект мексиканской железной дороги, куда уже было вложено 3,7 миллиарда долларов, так и не состоялся. Причины, естественно, оглашать не стали. Кроме того, поднимает голову и вечный конкурент красного дракона: маленькой Японии совсем не нравится все возрастающие аппетиты соседа. Страна восходящего солнца имеет свои интересы в железных дорогах Индонезии, Таиланде и других восточных странах, используя более низкие процентные ставки и более совершенную технику для того, чтобы местные правительства отдали предпочтение ей.

  • Африканский проект

    В январе этого года, Китай пришел к соглашению с Африканским Союзом по участию в строительстве железных дорог, которые свяжут воедино все 54 страны континента. И это не просто план: на данный момент инвестиции Китая в проект составляют 13 миллиардов долларов, построена тысячекилометровая магистраль в Нигерии, соединена Кения, Найроби и Момбаса. И не будем забывать о морях — проект предусматривает строительство современных портов в столицах Танзании, Мозамбика и Сенегала. Все это чудесным образом укладывается в уже существующую на континенте инфраструктуру Китая. К примеру, CNPC (национальная нефтегазовая корпорация) имеет большие проекты в Чаде и Мозамбике, причем заводы здесь строятся быстро и стоят стране очень мало — за счет дешевой рабочей силы.

  • Центральная Азия

    Этот регион почти два столетия является игровой площадкой России. И пока это остается незыблемым – если речь идет о чистой силе. Но вот в финансовом плане Китай делает все, чтобы стать здесь основным игроком. Главным образом, борьба идет за нефть и газ. Туркменистан поставляет почти половину импортируемого в страну газа. Он поступает по трем огромным трубам, длиной более чем две тысячи километров. И четвертая труба уже находится на стадии строительства. Китай является единственной иностранной державой, которой позволено проводить собственные разработки на территории Туркменистана. Фактически, речь идет о работах на Галкыныш, втором крупнейшем месторождении газа в мире.

  • Выводы

    Некоторые инфраструктуры Китаю придется согласовывать с геополитическими интересами Запада. Мировая экономика уже сейчас расстегивает пояс, пытаясь втиснуть растущие амбиции красного дракона в общепринятые рамки. Откровенно говоря, назвать их угрожающими, нельзя. Речь идет, скорее, не о планах на мировое господство военным путем, а на длительную мирную экспансию, которая, кроме всего, имеет поддержку со стороны почти каждой страны мира. Экономическая империя, которую строит Китай, будет выгодна для всех — в той или иной мере. Никакая война просто не будет нужна. Все сами поймут, что восточный путь — правильный.